Независимая оценка качества образования (далее - НОКО) - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:
- привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
- координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
- совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.
В качестве основных критериев независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выступают:
- открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
- удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований формируют и утверждают Общественные советы НОКО:
федеральный уровень - из числа представителей общероссийских общественных организаций, созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, общероссийских общественных объединений инвалидов;
региональный и муниципальный уровни - из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, общественных объединений инвалидов.
2. Общественный совет НОКО:
- определяет перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится НОКО (при формировании соответствующего перечня организаций должна учитываться необходимость обеспечения 100% охвата организаций, осуществляющих образовательную деятельность по вышеуказанным образовательным программам (вне зависимости от ведомственной принадлежности), с учетом проведения независимой оценки не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации);
- формирует предложения для разработки технического задания для организации-оператора, принимает участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственных, муниципальных контрактов, заключаемых с организацией оператором.
3. Организация-оператор:
- разрабатывает (актуализирует) инструкции для специалистов по проведению НОКО;
- разрабатывает (при необходимости) соответствующее программное обеспечение для сбора и обобщения информации по показателям НОКО.
4. Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления:
- обеспечивают информирование учредителей образовательных организаций о сроках проведения НОКО, организации-операторе и условиях проведения НОКО.
5. Учредители образовательных организаций, в отношении которых проводится НОКО:
- информируют образовательные организации о сроках проведения НОКО, организации-операторе и условиях проведения НОКО;
- предоставляют информацию об общей численности получателей услуг в образовательных организациях, в отношении которых проводится НОКО.
6. Образовательные организации, в отношении которых проводится НОКО:
- обеспечивают информирование получателей образовательных услуг об условиях проведения анкетирования (опроса).
7. Организация оператор:
- обеспечивает выезд специалистов для сбора и обобщения информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности в образовательные организации, заполнение форм по результатам выезда;
- обеспечивает проведение работ по анализу официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заполнение форм по результатам анализа;
- обеспечивает проведение анкетирования (опроса) получателей образовательных услуг о качестве условий осуществления образовательной деятельности (с помощью анкеты, размещенной на специализированном сайте, а также в форме интервьюирования и телефонного опроса получателей услуг);
- обеспечивает обработку форм, заполненных по результатам анализа официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по результатам выезда в образовательные организации, и обработку анкет по результатам опроса получателей образовательных услуг о качестве условий осуществления образовательной деятельности;
- обеспечивает обработку данных по показателям НОКО (на основе заполненных форм и анкет по всем образовательным организациям, в отношении которых проводится оценка);
- обеспечивает расчет показателей в соответствии с Единым порядком расчета для всех образовательных организаций, в отношении которых проводится оценка;
8. Общественный совет НОКО:
- проводит НОКО с учетом информации, представленной организацией-оператором;
- представляет в Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты НОКО, а также предложения об улучшении деятельности образовательных организаций, в отношении которых проводится оценка.
9. Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления:
- обеспечивают размещение информации о результатах НОКО на официальном сайте в сети "Интернет" www.bus.gov.ru (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления еще и на своих официальных сайтах);
- рассматривают и учитывают в своей управленческой деятельности результаты НОКО, рекомендации по совершенствованию системы образования, предоставленные Общественным советом НОКО по результатам проведения НОКО;
- обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Для этого могут быть использованы сервисы интерактивного голосования, электронное анкетирование, обсуждение на открытых коммуникативных площадках (форумах).
10. Образовательные организации, в отношении которых проводится НОКО:
- разрабатывают план мероприятий по устранению выявленных недостатков;
- используют результаты НОКО для повышения эффективности своей деятельности.
11. Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления и Общественные советы НОКО:
- обеспечивают контроль выполнения планов мероприятий по устранению выявленных недостатков, разработанных образовательными организациями по результатам НОКО.